воскресенье, 10 февраля 2013 г.

основные труды и идеи дошкольной педагогики

В 90-е годы на кафедре происходит фактическая смена поколений. Уходят на заслуженный отдых уважаемые ветераны А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, М.И. Шарова, Б.С. Лейкина, Л.В. Кабанова, Н.А. Курочкина. В период с 1992 по 2002 годы на кафедре защищаются 16 кандидатских и 4 докторские диссертации (М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, Э.В. Онищенко, Е.Н. Герасимова). Выпускаются сборники научных трудов, монографии, методические пособия, учебные программы, руководства по самостоятельной работе студентов. Кафедра выступает инициатором и соавтором нового педагогического журнала «Дошкольная педагогика».

профессор Мария Вадимовна Крулехт

(с 2003 г. по 2006 г.), доктор педагогических наук,

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики

Полученные в результате исследований научные данные позволяют в настоящее время подойти к разработке концепции целостного образовательного процесса в современном детском саду. Определяются исходные теоретические позиции, новые принципы конструирования образовательного процесса на основе интеграции основных видов детской деятельности, где ребенок занимает позицию субъекта, проявляет активность, самостоятельность и творчество, разрабатываются соответствующие педагогические технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Докторское исследование М.В. Крулехт «Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности» (1996 год), в котором была представлена педагогическая концепция целостного развития ребенка исходя из идеи развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Научные идеи нашли свое воплощение в разработке принципиально иной образовательной программы для детского сада. Идея ее создания принадлежит В.И. Логиновой, под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И.Бабаевой.

В центр научно-исследовательской работы была поставлена проблема изучения педагогических оснований становления и развития личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения. В ходе исследований были выявлены базовые и вариативные характеристики субъектной позиции дошкольника в разных видах деятельности. Были получены новые научные данные о педагогических факторах формирования у дошкольников свойств субъекта деятельности в системе воспитания личностной готовности к школе (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, М.Н.Силаева, Бига Аласан), в процессе математического развития средствами занимательной математики и создания предметной развивающей среды (З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец), формирования экологической воспитанности (Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, Т.А. Виноградова, Л.М. Маневцова), социально-нравственного воспитания (Т.А. Березина, Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская, М.Н. Сокольникова), развития игровой, художественно-творческой деятельности и речевой культуры (А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Гурович, Н.А. Курочкина, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова, О.В.Солнцева).

профессор Татьяна Игоревна Бабаева

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1993 2002 гг.),

Демократические перемены 90-х годов потребовали ориентировать научно-педагогическую деятельность кафедры на рубеже веков (в этот период, с 1993 по 2002 годы, кафедру возглавляет профессор Т.И. Бабаева) на поиск новых концептуальных идей развития дошкольной педагогики и системы дошкольного образования в русле гуманистической образовательной парадигмы.

На рубеже веков

РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Дошкольная педагогика

Научно-исследовательская деятельность

Учебно-методическая деятельность

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ

Институт Детства

РГПУ им. А.И. Герцена

Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена | История кафедры | Концептуальных идей развития дошкольной педагогики

Комментариев нет:

Отправить комментарий